В начале 2022 года множество западных компаний ушло из России. Местному бизнесу стали недоступны знакомые ИТ-решения, и компании одна за другой начали искать альтернативы. Так же поступила и «Лаборатория Касперского», всемирно известный разработчик в области информационной безопасности. Численность сотрудников компании превышает 5 тыс. человек.
До 2022 года работники «Лаборатории Касперского» общались в чатах и пересылали друг другу файлы через американскую платформу. После того как правообладатель свернул работу в стране, компании потребовался аналог.
«Проектные чаты и видеоконференции стали частью нашей жизни. Очевидно, что командам в ИТ невозможно существовать без систем для связи с коллегами, клиентами и совместной работы над проектами, — рассказывает Антон Иванов, директор по исследованиям и разработке „Лаборатории Касперского“. — Продолжать пользоваться иностранными облачными решениями сегодня — большой риск. Не только по части информационной безопасности, но и из-за невозможности предсказать, когда сервис станет недоступен. А значит, зарубежная система не позволит масштабировать бизнес: создавать учетные записи для новых разработчиков или открывать дополнительные офисы. Для нас, как для активно растущей компании, это стало поводом для скорейшего поиска альтернативы».
4 условия для новой платформы
«Лаборатория Касперского» искала функциональный продукт, который позволил бы объединить команды всех региональных офисов. Обязательными критериями стали:
- хранение данных на собственных серверах;
- скорость и глубина миграции;
- гибкая масштабируемость;
- надежность и отказоустойчивость.
Последний параметр стал особенно важным, так как сотрудники компании ежедневно проводят более 500 онлайн-встреч, на каждой из которых присутствует от 4 до 20 человек. Среди участников часто оказываются люди, работающие в международных кросс-функциональных командах. Новое решение должно было выдержать такую нагрузку, чтобы не тормозить работу компании. Продукт также должен обеспечивать возможность одновременной работы более 5 тыс. человек и иметь возможность масштабирования не менее чем на 50%. Всем этим условиям соответствовал Squadus.
Как устроен Squadus
В плане функциональности компании требовался готовый продукт, который смог бы объединить сотрудников, работающих в дистанционном режиме, при этом распределяя роли пользователей. Среди обязательных требований также было структурирование потоков информации, возможность совместной работы с документами и планирование конференций напрямую из календаря почты.
«С офисами более чем в 30 странах и сложной внутренней структурой наша компания оказалась нетривиальным и требовательным клиентом. В первую очередь мы хотели собрать всю команду вместе, оптимизировать общение, — объяснил Антон Иванов. — Наши разработчики активно используют Squadus для ведения проектов: они созваниваются, демонстрируют экран и совместно дорабатывают новые архитектурные решения, исправляют проблемы. И это только один пример использования необходимой нам функциональности».
Интересная особенность Squadus — возможность выстраивать иерархию общения при помощи команд, каналов, обсуждений и личных переписок. Это инструменты, которые не «перемешивают» данные, а помогают их упорядочить так, чтобы любой пользовать знал, где оперативно решить тот или иной вопрос, где искать нужную информацию, файлы, аудиозаписи. Вот как устроена иерархия чатов в Squadus.
- Команда — ключевой вид чатов для организации работы сотрудников в группах. Это самые большие объединения, в которых состоят сотрудники из одного департамента или работающие над одним проектом.
- Внутри команд существуют каналы. Они создаются под разные темы и могут быть открытыми или закрытыми.
- Обсуждение — чат внутри чата для быстрого обсуждения отдельных вопросов. Обсуждения могут создаваться как в команде, так и в канале.
- Личные переписки.
На начальном этапе много сотрудников «Лаборатории Касперского» заходили в канал, посвященный ответам на вопросы о работе со Squadus. Сейчас активно развиваются каналы, которые рассказывают о достижениях компании в разных регионах.
Для большинства сотрудников «Лаборатории Касперского» переход на российскую платформу прошел незаметно: настольную версию Squadus удаленно установили на все компьютеры. «В пятницу вечером мы ушли домой, а в понедельник утром включили компьютеры и увидели новую иконку: Squadus уже был настроен и готов к использованию», — заметил Антон Иванов. В процессе внедрения принимали участие специалисты «Лаборатории Касперского» из отдела исследований и разработок, информационной безопасности и ИТ-департамента при поддержке инженеров «МойОфис».
Как общаться с внешними контрагентами
В компании отдельно отметили, что в Squadus удобно устраивать не только внутренние обсуждения, но и общение с клиентами, партнерами или подрядчиками, то есть с компаниями вне периметра «Лаборатории Касперского». Внешнего участника легко добавить в конференцию по ссылке или в чат по приглашению, которое придет ему на электронную почту. Такому приглашенному участнику не будут доступны обсуждения в других каналах или командах: функционал ограничится одним конкретным видеозвонком или чатом. Скачивать приложение Squadus для этого не придется.
«Мы запланировали звонок с нашим международным партнером. Я отправил ему ссылку на конференцию в Squadus, и он приятно удивился, узнав, что не нужно регистрироваться или скачивать приложение, а достаточно перейти по ссылке и запустить звонок в браузере. Он даже отметил экспортный потенциал Squadus, заметив, что такая платформа интересна не только для российского рынка», — рассказал директор по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антон Иванов.
Что сейчас
К концу 2023 года Squadus установили на всех рабочих местах «Лаборатории Касперского». В этом цифровом рабочем пространстве проходят регулярные планерки, обсуждения проектов, собеседования с соискателями и другие мероприятия.
Одновременно с этим ИТ-служба налаживает режим «федераций». Он позволяет подключить к уже существующему пространству Squadus другие компании, с которыми взаимодействует «Лаборатория Касперского», если контрагенты также используют это ПО.
Результат:
- Компания интегрировала Squadus с уже использующимися корпоративными программами, чтобы синхронизировать работу.
- Улучшилось качество звука по сравнению с предыдущим решением.
- Скорость коммуникации осталась на стабильно высоком уровне за счет структуры чатов и инструментов для совместной работы.
- Squadus используется во всех департаментах «Лаборатории Касперского» для внутреннего общения и связи с коллегами за периметром организации.
- В будущем компания намерена наладить взаимодействие со сторонними организациями, в которых развернут Squadus в режиме «федераций».