Сюжет
Совместный проект
К главной

Командное взаимодействие: как меняется рынок корпоративных коммуникаций России

Разбираемся, как эволюционировала индустрия корпоративного общения и какие тенденции характерны для нее сегодня

Рынок корпоративных коммуникаций показывает впечатляющие темпы роста. По прогнозам Research Dive, к 2031 году мировая индустрия сервисов для общения сотрудников достигнет отметки в $2,5 млрд. Масштабы российского рынка тоже внушительны: 36 млрд рублей в 2023 году.

На протяжении последних лет в России сегмент рос на 20–30% в год, о чем говорят данные компании — разработчика офисных решений «МойОфис». Разбираемся, что толкает рынок корпоративных коммуникаций вперед, в каких решениях есть потребность и чего стоит ждать от индустрии в ближайшее время.

Эволюция общения

В настоящее время сложно представить компанию, которая не использовала бы в работе цифровые решения для коммуникации. Даже при работе из офиса сотрудники разных отделов общаются с помощью электронной почты и мессенджеров, проводят видеоконференции с партнерами. А при переходе на «удаленку» или гибридный формат корпоративная онлайн-коммуникация становится критически важным элементом результативной работы.

Зарождение индустрии относят к восьмидесятым годам прошлого века, когда сотрудники иностранных компаний стали использовать электронную почту в рабочих целях. Спустя десятилетие бизнес начал проводить первые видеоконференции для общения в реальном времени. Повышение пропускной способности интернет-каналов привело к настоящему буму переписок в 2000-х годах. Социальные сети, чаты, мессенджеры — все эти решения позволяли быстро выходить на связь, оперативно координируя работу сотрудников и целых подразделений.

Огромное влияние на эволюцию рынка корпоративных коммуникаций оказала пандемия коронавируса. Порядка 86% российских компаний перешли на удаленный и гибридный форматы работы, из-за чего потребность в удобных решениях для коммуникации сотрудников значительно возросла.

Тенденции рынка

Хотя пандемия завершилась, рынок корпоративных коммуникаций не сделал шаг назад. Это связано с сохранением удаленного либо гибридного режима работы во многих компаниях. В период вынужденной изоляции многие сотрудники пришли к пониманию удобства работы вне офиса. Неудивительно, что бизнес, который пытается вернуться к работе с личным присутствием в офисе, нередко несет серьезные потери. 42% компаний, требовавших от сотрудников вернуться в офис, столкнулись с превышающей ожидания волной увольнений. Тенденция показала: удаленный формат работы останется в бизнес-ландшафте надолго. А значит, компаниям необходимо внедрять цифровые решения для онлайн-общения.

По мнению генерального директора компании «МойОфис» Павла Калякина, интенсивное использование новых решений приводит к необходимости постоянно улучшать имеющиеся сервисы, чтобы соответствовать новым запросам бизнеса: «Компании не соглашаются на привычные продукты для унифицированных коммуникаций. Сегодня им нужно большее — единое цифровое рабочее пространство с безопасными коммуникациями и непрерывностью бизнес-процессов».

Еще один тренд на рынке корпоративного общения — рост дружелюбности решений. Современные платформы для коммуникации сотрудников становятся проще и интуитивно понятнее. Эта тенденция продиктована переменами в аудитории таких сервисов. Сегодня пользоваться мессенджерами и общаться в видеоконференциях необходимо всем сотрудникам, каким бы ни был их уровень цифровой грамотности.

Упрощенная навигация, умный поиск по всем чатам и содержимому файлов, которые пользователи отправляют друг другу, единый интерфейс на разных устройствах — эти свойства становятся важными атрибутами инструмента для корпоративного общения.

Одной из главных тенденций российского рынка деловых коммуникаций стал тотальный переход на отечественные разработки. В 2022 году индустрия столкнулась с резким ростом спроса на альтернативы иностранным решениям для корпоративного общения. Компании требовали от продуктов сохранения привычной функциональности, удобства и совместимости с уже имеющимися IT-системами.

Разработка новых решений — одно из наиболее успешных направлений импортозамещения в IT, считает президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. По его словам, отечественным поставщикам удалось создать сервисы, которые отвечают повышенным требованиям пользователей и легко конкурируют с иностранными аналогами.

Потребности и решения

Одна из неприятных реалий работы удаленного сотрудника — общение с помощью множества каналов сразу. Пользователи получают информацию из сторонних мессенджеров, электронной почты, облачных хранилищ. Такая модель потребления данных лишена четкой структуры, провоцирует разрывы в коммуникации, усложняет общий доступ к документам и файлам. В итоге на то, чтобы выяснить у коллег, в каком канале им передали важное сообщение, сотрудники тратят больше времени, чем на решение рабочей задачи. Из-за этого бизнес теряет эффективность.

Одной из главных потребностей компаний на этом фоне становится единое решение, чтобы управлять информационными потоками. Яркий пример подобной платформы — новый продукт в экосистеме «МойОфис» под названием Squadus. Цифровое пространство позволяет создавать рабочие группы и встречи, пересылать файлы, проводить аудио- и видеоконференции, получать уведомления от чат-бота. В продукт также внедрен умный поиск, который помогает искать информацию по ключевым словам, избавляя сотрудников от необходимости просматривать мессенджеры в поисках нужных данных.

Squadus доступен на любых устройствах: компьютерах, смартфонах, планшетах. Решение можно использовать как самостоятельное приложение или совместно с серверными продуктами «МойОфис Частное Облако 2» и «МойОфис Почта 2». Во втором случае все инструменты корпоративных коммуникаций будут доступны в рамках одного окна. Это позволит устранить разрывы в общении, сделав бизнес-процессы непрерывными.

Вторая важная потребность бизнеса — безопасное хранение данных. Сегодня многие компании доверяют свою информацию публичным мессенджерам. Из-за этого растет риск утечек, а также сценария, при котором выбранный мессенджер способен уйти с российского рынка. Поэтому особое значение приобретает высокий уровень защищенности данных, которым обладают новейшие цифровые платформы для корпоративных коммуникаций.

Например, в Squadus реализованы основные функции безопасности: шифрование end-to-end, защита соединений, двухфакторная аутентификация. Кроме того, решение поддерживает современные протоколы авторизации Oauth 2.0 и SAML 2.0. Продукт разворачивается на собственных серверах компании или инфраструктуре доверенного партнера, что обеспечивает безопасность данных.

Все корпоративные решения для коммуникации можно условно разделить на два типа. Первые созданы для взаимодействия исключительно сотрудников компании. К таким, например, можно отнести CRM-платформы, где выстраиваются календари, фиксируются этапы реализации проектов. Второй тип — средства для внешнего общения. В почте и мессенджерах сотрудники общаются с заказчиками, партнерами и подрядчиками. Из-за этого использование мессенджеров становится необходимым элементом работы, от которого практически невозможно отказаться.

Сегодня у бизнеса возрастает потребность в решении, которое бы упрощало коммуникацию между сотрудниками разных компаний, при этом оставаясь безопасным. Ответом на этот запрос стали «федерации» Squadus — специальный режим работы, который позволяет соединить команды Squadus разных компаний, обеспечив сквозную коммуникацию между ними.

«Федерации» Squadus будут особенно полезны, когда нужно построить взаимодействие в холдинговых структурах. Сотрудники дочерних компаний одного холдинга могут быстро связаться с партнерами, клиентами, коллегами из других компаний. Платформа позволит им общаться в личных чатах и проводить совместные конференции, даже не зная личных номеров друг друга.

Что ждет корпоративные коммуникации дальше

После резкого скачка последних лет рынок корпоративных коммуникаций приблизился к насыщению, считает Павел Калякин. По его мнению, в ближайшие два-три года темпы роста замедлятся до 15–20% в год. Снижение активности эксперт связывает с перераспределением индустрии в пользу российских поставщиков. Отечественные игроки будут делать акцент на разработке масштабных платформ, объединяющих в себе разные продукты. Это приведет к частичному вымыванию малофункциональных разработок, убеждены в компании «МойОфис».

Будущее рынка — за интеграцией между крупными российскими игроками, убежден исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его мнению, запросы современных компаний подталкивают разработчиков к технологическому партнерству: такая синергия повысит число комплексных решений для деловых коммуникаций.

Развитие корпоративных коммуникаций изменит и саму бизнес-среду. В настоящий момент 36% российских компаний внедрили технологии виртуальных рабочих мест, говорится в исследовании «МойОфис». В дальнейшем все больше компаний будут переносить коммуникацию в единое цифровое пространство, упрощая рутину, снижая риск разрывов в общении и повышая безопасность данных. Бизнес, который останется в стороне от подобных решений, вскоре не сможет конкурировать с компаниями, которые вовремя внедрили и отладили эффективную корпоративную коммуникацию.